пятница, 23 марта 2012 г.

кисэн


я люблю корейские дорамы. они яркие, забавные и совсем не пошлые. пошлости мне в жизни хватает. и по телевизору.

а еще мне нравится то, что даже сцены в публичном доме там обыграют так, что сидишь и восхищаешься красотой интерьеров, богатством одежд и украшений, и, как ни странно, чистотой чувств.

этот пост будет о кисэн. 

лирическое отступление. меня заинтересовал вопрос, кто же такие кисэн, и порывшись в интернете, я нашла совсем чуть-чуть информации. и, уже по привычке, тащу все в свой блог, чтобы потом не искать в 100500 своих закладках в браузере. 


Кисэ́н (кинё) — в Корее артистка развлекательного жанра. Первый слог слова означает «проститутка», второй — «жизнь». Главное отличие кисэн от японских гейш состоит в том, что первым было разрешено предоставлять платные услуги сексуального характера. Гейшам это делать запрещал закон. Проституток в Японии называли ойран, и именно их аналогами являются кисэн. 

Впервые появившись во времена Корё, кисэн были фактически государственными крепостными. Профессиональной деятельности предшествовало серьёзное обучение. Кисэн учили музыке, поэзии, литературе, однако несмотря на это их таланты часто игнорировались в угоду плотским утехам.

Кисэн играли важную роль в корейском обществе. Во время войн они выполняли не только свои прямые обязанности, но и оказывали медицинскую помощь раненым, ухаживали за больными. Кисэн оставили заметный след в корейской литературе, как в качестве героинь произведений, так и в качестве их авторов. 



Во времена Корё и Чосон социальный статус кисэн назывался чхонмин, это был самый низкий ранг в тогдашнем обществе, кисэн приравнивались к крепостным. Статус был наследственным, поэтому дочь кисэн тоже ею становилась. Начиная с Корё правительство каждого округа вело реестр всех кисэн в нём. Перестать быть кисэн можно было, только если её брал в жёны представитель знати, однако такое было редкостью.
Многие кисэн были поэтессами, оставившими обширное наследние в виде стихов сиджо. Темы стихов обычны для несчастных женщин: это разбитое сердце, тоска и расставание. Во многих поэмах звучат призывы известным людям провести с ними ночь. Стиль сиджо в корейской литературе ассоциируется в основном с кисэн, тогда как женщины статуса янбан специализировались в поэзии стиля каса.

В переписи населения кисэн вносились отдельным пунктом. Они имели более высокий статус, чем рабы, хотя и принадлежали тому же социальному рангу чхонмин.

Официальная история Кореи замалчивает факты, связанные с кисэн. Упоминания о них встречаются изредка в документах типа Корёса или Чосон Ванджо Силлок. Также кисэн часто являются героями «анекдотов» позднего Чосона. Даже сейчас официальная история Кореи практически не рассказывает о кисэн. К примеру «Новая история Кореи» Ли Гибэка не содержит и строчки о них. 

 Обучение обычно начиналось в возрасте восьми лет. Карьера большинства кисэн была очень короткой: достигнув пика в 16-17 лет, она заканчивалась обычно к 22 годам. Очень немногие могли продолжать своё ремесло в старшем возрасте (хотя по закону возраст выхода на пенсию для них составлял 50 лет). Лучшей судьбой для кисэн было стать любовницей богатого аристократа или купца, однако очень немногие мужчины того времени отваживались на такой шаг, поэтому большинство кисэн становились официантками или прислугой в трактирах и пивных.

В период позднего Чосона для кисэн была разработана трёхранговая система: высший ранг, хэнсу (행수,行首) танцевал и пел для представителей высшей знати. Хэнсу запрещалось работать в индустрии развлечений после достижения тридцатилетнего возраста. Однако им разрешалось работать по другой профессии, портнихи или прислуги, до пятидесятилетнего возраста. Большинство кисэн королевского двора носили ранг хэнсу, их также называли сонсан (선상). Хэнсу каждого района воспитывали и присматривали за другими кисэн.

Средним классом был ису (二首), развлекательницы, оказывающие помимо прочего и платные сексуальные услуги. Кисэн низшего ранга, самсу (삼수, 三首) запрещалось исполнять песни и танцы хэнсу. Эта система продержалась до конца XIX века.

Женщины становились кисэн разными путями. Некоторые из них наследовали свой статус от матерей, другие продавались в центры обучения своими родителями, которые не могли содержать большую семью. Большая часть таких семей была ранга чхонмин, однако иногда и разорившиеся свободные люди продавали своих дочерей. Иногда даже аристократия (янбаны) совершала такие поступки.

Государство было заинтересовано в том, чтобы кисэн получали надлежащее образование. В период Корё по всей стране были открыты школы кёбан, обучающие их. Основной упор делался на музыку и танцы.

При трёхранговой системе позднего Чосона были открыты специализированные школы для кисэн первого ранга. Курс обучения длился три года, в течение которых девушки изучали поэзию, танцы, музыку и искусство. Наиболее известная школа была расположена в Пхеньяне. Эта система существовала и во время японской оккупации, тогда подобные школы назывались квонбон (권번).

Так как кисэн фактически были государственными рабынями, их жизнь строго контролировалась. Над ними стояли специальные служащие, известные под именем ходжанов. Ходжанам вменялась регистрация кисэн, они также следили за тем, чтобы девушки не сбежали. Кисэн должны были дважды в месяц проходить обследование у ходжана. Вдобавок время от времени кисэн проходили обучение на дополнительных курсах, обычно по музыке и танцам.

Однако государство не имело возможности вмешиваться в работу кисэн. Контроль над ними обычно держался старшими кисэн ранга хэнсу. Если между клиентом и девушками возникали проблемы, их решением занимались хэнсу.

Кроме того, большинство кисэн имело кибу («муж кисэн»), которые обеспечивали защиту девушек, наподобие современных сутенёров. В основном кибу были бывшими солдатами или правительственными служащими.

Дома кисэн во времена династии Чосон обычно располагались в центре городов, нередко рядом с рынком. В большинстве случаев расположение было выбрано так, чтобы вокруг открывался хороший вид, дворы домов тщательно подметались и украшались.

текст взят отсюда, картинки - с интернета.

я опять о своем. вы смотрели "Скандал в Сонгюнгване"? я - да. и я была совершенно очарованна образом, который создала актриса, игравшая ЧоСон - главную кисэн государства. сколько достоинства, изящества, верности! какой характер! это желание жить, желание любить! какие одежды - яркие, воздушные и совершенно неземные!! а сложные прически - с буклями, с уймой украшений!!  а эти чудо-шляпки  - шляпы-зонтики с лентами и полупрозрачным материалом?! красотища.. 
скажете сейчас, вот, развела оду проституткам.. но, знаете - женщина всегда достойна восхищения. потому, что она - женщина. 

вот, несколько скриншотов с дорамки:

ЧоСон
  

не могла не добавить фото Пак Мин Ён, которой пришлось переодеться в кисэн, чтобы спасти любимого. и это при том, что все думали, что она мальчик. помните ту щекотливую ситуацию, нэ?



Пак Мин Ён / Ким Юн Хи







2 комментария:

  1. Анонимный30 мая 2013 г., 13:38

    5 фото (считая с верху) из какого фильма?не расскажете

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хван Чин И / Hwang Jin-yi [Корея, 2007 г., историческая дорама]
      Хван Чин И (приблизительно 1520-1560), также известна под своим именем куртизанки Миеонгволь. Она является самой легендарной куртизанкой (кисэнг) времен династии Джосеон, которая жила во времена правления короля Джунгджонга. Ее знали по ее уникальной красоте, необычайному остроумию и великолепному интеллекту. Ее личная жизнь стала практически мифической историей, которая послужила причиной вдохновения кино, телевизионных сериалов, опер и многочисленных романов. Благодапя ее независимой и самодостаточной природе, она стала популярной фигурой в современной Корее.

      Удалить